Как и зачем составляется план производства?

15 ноября

Любой выигрышный бизнес должен иметь план. Составлять его надо качественно, внимательно и в детальных подробностях. Одним из важнейших разделов является план производства, где указываются все ключевые составляющие общей картины будущего бизнеса. Что же туда входит и как во всем разобраться?

Что такое план производства? Какую ценность он несет?

План производства – это один из нескольких разделов бизнес-плана, который описывает производственный процесс. Подготавливают его предприниматели, которые желают в будущем производить тот или иной продукт или оказывать услуги. В зависимости от выбранного направления бизнеса в плане производства кратко описывается технологичный процесс изготовки продукции.

При формировании данного плана в основу берется заблаговременно подготовленное планирование сбыта продукции, которая выпускается. Чтобы правильно сформировать его, надо знать какие сырьевые материалы используются при изготовлении продукции. Не без внимания остаются поставщики, так как надо указывать, у кого и на каких условиях приобретается сырье, каким образом происходит доставка и выполняются ли поставки в нужное время. Чем детальнее описание, тем больше надежд у вашего плана. Так что план производства – это полное и обширное описание всех промышленных запасов предприятия.

Классификация производственных планов:

Если говорить о долгосрочном стратегическом планировании, то на этом уровне принимаются решения по четырем основным направлениям:

  • загрузка производственных мощностей (в каком количестве будет производиться товар или предоставляться услуга),
  • размещение производственных мощностей (где будет производиться товар или предоставляться услуга),
  • производственный процесс (какие производственные методы и технологии будут применяться для выпуска товара или предоставления услуги),
  • размещение инструментов и оборудования (как будут размещаться рабочие центры и оборудование на предприятиях).

Решив для себя эти стратегические вопросы, разработчик должен также составить и включить в производственный план своего бизнес-плана три следующих документа:

    • 1. общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров или услуг, предлагаемых фирмой),

 

    • 2. главный график работ (сколько единиц каждого вида товара или услуг должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени),

 

    3. план потребности фирмы в материальных ресурсах (какие материалы и в каком количестве потребуются компании для выполнения главного графика работ).
    Эти планы называются тактическими.

Главной задачей плана является подтверждение расчетами, что компания может реально производить нужное количество товаров (предлагаемых услуг) в оговоренные сроки и с востребованным качеством.

Важно при этом указывать и соблюдать такие пункты:

  • где именно изготавливается товар (услуга);
  • какие мощности будут нужны сейчас и в будущем;
  • у кого и при каких обстоятельствах будет покупаться сырье, комплектующие и материалы;
  • будет ли нужна кооперация производства, с кем именно;
  • какое техническое оснащение нужно, где будет покупаться;
  • будете товар реализовывать самостоятельно или будете выступать в роли поставщика. Если в роли поставщика в временные рамки и как товар будут забирать или вы будете его поставлять самостоятельно (чтобы не произошло застоя на складе);
  • проанализировать все возможные варианты реализации товара для получения максимальной прибыли и загрузки производства.

Кроме этого для формирования плана производства потребуется знать: какое количество сырья есть на складе, в какие сроки поставщики доставляют его на территорию предприятия, насколько загружено оборудование. Также надо рассчитывать какие операции можно выполнять последовательно, а какие параллельно. Учитывается и время операций на каждом участке. В плане производства должны указываться только достоверные, ясные, понятные, четкие факты. Они представляют общую картину всех происходящих действий на предприятии.

Планирование загрузки производства

Важной сферой руководства любой промышленной системы является составление плана загрузки производства. На хорошем, качественном уровне он выполняется нечасто, потому что:

  • аналитики компании занимаются прочими вопросами;
  • предполагаемая загрузка не интересна для анализа;
  • пользователи не выполняют точного мониторинга;
  • прогнозы проводятся с использованием непродуктивных инструментов, методик;
  • аналитики и управляющие меняются, а это повышает роль человеческого фактора при принятии выбора.

Главной целью планирования загрузки бизнеса — достичь оптимизированного уровня согласования спроса на изделия и промышленных мощностей. При этом в анализ учитываются такие параметры, как:

— доступность и продуктивность техоснащения;
— присутствие промышленных и складских помещений;
— наличие рабочих;
— существование сырьевых материалов.

Благодаря этому планирование загрузки промышленного производства позволяет анализировать разные сценарии распределения заказов. Кроме этого он дает возможность разработать производственный план, куда учитывается не только количество выполняемых заказов, но и прогнозируемый объем продаж.

Для комплексной автоматизации процессов — система BAS ЕРП.