Оборачиваемость товара

20 декабря


Оборачиваемость товара: почему это важно

Товар – это материальные блага, изготовляемые на продажу в точках продаж (магазинах). Для целей нашей статьи, будем считать товаром только физические единицы товара, а не услуги.

Каждый оборот товара ведёт к тому, что вы получаете доход, который направляется на цели предприятия или магазина. На величину дохода напрямую влияют три фактора продажи:
1. Оборачиваемость – чем больше товара вы продадите за единицу времени, тем выше ваш доход.
2. Торговая наценка – часть розничной стоимости товара, которая генерирует ваш доход. Наценка выставляется на закупочную цену (если вы закупаете товар у посредника или производителя) или на себестоимость товара (если вы – его прямой производитель).
3. Наличие и величина списаний/порчи/воровства товара. Прямо уменьшают ваш совокупный доход на величину оптовой цены/себестоимости.

Рассчитывать оборачиваемость товара необходимо для корректного формирования его складских запасов, покрытия возможных пиков спроса, а также для расчёта прибыльности от продажи каждого ассортимента товара для построения матрицы доходности (обычно, это ABC-анализ) и планирования/корректирования товарного ассортимента. Компания Быстрые Решения предлагает услугу — сопровождение 1с предприятие для более эффективного управления предприятием при помощи специализированных средств.

Как рассчитать оборачиваемость товара

Для наглядности расчётов воспользуемся таблицей данных, приложенной ниже. В ней показаны остатки некоего Товара 1 на конец дня на складе, по дням.

день месяцаостатки на складе, шт.
155
223
312
489
574
650
731
8106
999
1052
1111
121
1390
1473
1546
1642
179
180
1928
2033
2170
2260
2320
2415
252
26145
27123
28112
2990
3074
3156

Формула для расчёта числа среднего запаса на складе: Сумма остаток на каждый день/кол-во дней в периоде.
В нашем случае это выглядит так:

(55+23+12+89+…+74+56)/31 = 54,55.

Некоторые аналитики рассчитывают по формуле (55/2+23+12+89+…+74+56/2)/(31-1), то есть, первый и последний день делят почему-то на 2 и отнимают от кол-ва дней единицу, но никакой логики в таком подходе не прослеживается, так как расчёт среднего арифметического по дням даёт абсолютно корректные результаты.
Итак, наш среднедневной запас единиц Товара 1 составляет 54,55 шт.
Вторая формула, важная для нашей аналитики – это, собственно, расчёт оборачиваемости.
Формула: Среднедневной запас * кол-во дней периода / Продажи.
Предположим, что продажи нашего товара за месяц были 562 единицы.
Итого: 54,55*31/562=3,00

То есть, чтобы продать среднедневной запас Товара 1, надо всего 3 дня.
Ещё один показатель для тех, кто использует кредитные линии в торговом процессе (а таких большинство): соотношение кредитной линии к оборачиваемости (в днях). В идеале, показатель должен быть больше единицы. К примеру, поставщик даёт вам возможность рассчитаться за товар через 1 неделю. Наша оборачиваемость = 3. Соотношение: 7/3 = 2,33. На практике это означает, что за 1 кредитный период товар может обернуться 2,33 раза, либо вырученными от его продажи деньгами вы можете перекрыть кредитную линию и закупить иного товара на полки вашего магазина, который при той же оборачиваемости принесёт вам ещё один цикл прибыли за единый кредитный период. Соотношение меньше 1, напротив, говорит о том, что вам необходимо будет найти средства, чтобы заплатить за товар, ранее чем он продастся, то есть, вытащить средства из доходов, полученных от продажи другого товара, что ведёт к потенциальному уменьшению товарных запасов или доходности.

Анализ оборачиваемости товара

Конечно же, просто сделать расчёт средних данных за 1 месяц недостаточно. Такая работа имеет смысл, если делать её анализ в динамике. Например, за прошлый месяц (или иной период) оборачиваемость Товара 1 была 3,8, а перед этим – 4,2. Это значит, что он стал более популярным и его надо заказывать больше, чтобы не создавать дефицита товара на складе и не мешать уровню прибыльности продаж. Если тенденция иная – значит, его продажи упали и это является поводом для анализа причин падения и разработке методов увеличения продаж.

Если в результате анализа выясняется, что в какие-то дни товара с высокой оборачиваемостью на складе 0, то это свидетельствует о некачественном планировании заказов, а потому требуется (как пример):

  • управленческая работа с сотрудниками службы заказа,
  • автоматизация заказа отдельных товаров (при её возможности),
  • системные уведомления о низком товарном запасе,
  • анализ работы поставщиков (если отсутствие запасов произошло по их вине).

Необходимо помнить, что нулевые или слишком низкие товарные остатки ведут к недополучению прибыли, снижению рентабельности торгового предприятия и увеличению торгового цикла оборачиваемости ввиду инерции в поставках (задержка между получением новой партии товара на склад после уведомления поставщика о необходимости выполнить поставку).
Быстро оборачиваемые товары в идеале должны поставляться в магазин каждый день (с учётом ежедневных колебаний), в отличие от товаров с низкой оборачиваемостью.

Способы увеличения оборачиваемости товара
1. Акции и распродажи. Самый частый приём, применяемый повсеместно. Это сослужит отличную службу, если вы действительно делаете реальные скидки, а не так, как сейчас торговые сети (было 100, стало 50, хотя в реальности было 40).

2. Ап-сейл. «При покупке 4 единиц, пятая – бесплатно». Или «Скидка -20% на следующую покупку». Всё, чтобы покупатель купил больше, чем ему на самом деле сейчас необходимо.
3. Кросс-продажи. «К этой чудесной бутылке 40-калетнего виски прилагаются ещё и 2 бокала». Продажа связанных с товаром иных товаров.

4. Настойчивая безальтернативность. «Вам к этому чизбургеру большую колу или маленькую?». Продавец строит закрытый вопрос так, что мозг человека начинает делать выбор между одной и второй покупкой, и только усилием воли может отказаться от дополнительного товара в его чеке. Статистика говорит, что такой подход срабатывает в более чем 60% случаев.